Перейти к содержимому

Суеверия. Ель.


  • Please log in to reply
2 ответов в этой теме

#1
alexlexus

alexlexus

    Newbie

  • Members
  • Pip
  • 1 сообщений
Здравствуйте Мехди !

Мой вопрос касается суеверия относительно ели.

Говорят, что садить это дерево возле дома нельзя. Кто-то умрет, или овдовеет хозяйка дома - когда ель перерастет крышу дома.

Что Вы можете сказать по этому поводу ?

Собственно у меня ситуация такова:  посадил на даче маленькую сосну, и хочу посадить еще 2.

Как относиться к таким суевериям, на чем они основаны, и касается ли все это именно сосны ?

Заранее благодарен за ответ.

#2
Shadow

Shadow

    Advanced Member

  • Moderators
  • 540 сообщений
  • LocationНеаполь

Вот, нашла в интернете описание ели и ее значений!

 

Ель как символ жизни

 

С глубокой древности у европейских народов (германских, финно-угорских, славян) вечнозеленые деревья (ель, сосна, можжевельник, кедр, пихта, лиственница) символизировали вечную жизнь, бессмертие, были вместилищем сакральной жизненной силы, имели культовое значение. (Евреи в древности изготавливали из ели идолов. Дворцы Давида и Соломона, Иерусалимский храм строились из ливанского кедра....Библейская энциклопедия).

Новогодняя традиция украшать елку восходит к древним представлениям кельтов, эстов, литовцев, славян, финно-угорских народов о том, что особая жизненная сила и энергия этих деревьев может приближать весну, помогает плодородию и обещает благополучие, а духов, обитающих в зеленых ветвях, надо ублажать подношениями, подарками, которые развешивали на елках. В религиозно-магических представлениях финно-угорских народов ель была связующим звеном между мифологическими мирами — живых и мертвых — и потому широко использовалась в похоронной обрядности. 
В свадебных песнях и причитаниях невесты образ елочки встречается часто: ель может символизировать саму невесту наряду с березкой и другими деревьями, в ряде губерний (Ярославской, Костромской и др.) к дому невесты прибивали елочку (или жениху елочку, а невесте — березку), украшенную елочку выносила во время девишника в качестве «девьей красоты» невеста, предстоит теперь ей отправиться «во леса да во дремучие». 
Мотив елочки присутствует часто на вещах и орудиях труда, связанных с плодородием и благополучием: на пряничных досках, например. Такие доски мне приходилось видеть в Медвежьегорском музее, в семейном музее народных мастеров Шевелевых (Каргополь), на серпе (Медвежьегорский музей, инв. № 234).

Требует этнологического объяснения мотив сочетания елочки с солнцем. Он наблюдается на росписях прялок (Пудожский музей, инв. № 2198), в вышивке (музей в Визит-центре д. Морщихинской, Кенозеро), в резьбе полотенца на доме 1913 г. постройки (условная дата на кронштейне крыши д. Тарышкино, Кенозеро) и т. д

. Старообрядцы Верхнекамского региона, наоборот, почитали ель как дерево, относящееся к божественному миру (Смилянская). 
В ряде религий сосна была деревом богов: Зевса, Диониса, Одина, Мардука. 
В даосизме считалось, что из смолы сосны вырастают грибы, которыми питаются бессмертные. 

Известен у финно-угорских народов (карел, финнов и др.) и такой знаковый обычай, как рубить карсикко — особым образом обрубать сучья у хвойного дерева (ели или сосны). Тема эта хорошо изучена. Этот многоаспектный символ вырастает в ритуальном поведении (похоронном, свадебном, промысловом и др. обрядах) до вселенских категорий, несет в себе функции «посредника между мифологическими мирами» — мертвых и живых. Поэтому делали карсикко в связи с переходными жизненными ситуациями, важными как для общины, семьи, так и отдельной личности (свадьба, удача на охоте, на тонях и, конечно, смерть почитаемого человека): каждый раз особым образом обрубались ветви сосны или ели (иногда делались особые знаки на стволе). 
К этим деревьям приносили жертвы, они выступали как «Духи- хозяева», «охранители», «помощники», «посредники.

Ветви ели наделялись также особыми «жизненными силами». Сохранился до сих пор обычай устилать еловыми лапками пол помещения, в котором прощаются с умершим, дорогу, по которой несут гроб. 
Еловыми ветками удмурты стегали друг друга, возвращаясь с кладбища, чтобы воспрепятствовать духам следовать за живыми к дому. 
Еловые ветки были материальным знаком животворной силы обрядового дерева (ели), аналога или заместителя мифологического мирового древа, в них было средоточие животворной природной силы» (Конка). 
На обрубленных ветках карсикко сидели во время ритуальной трапезы, помелом из хвойных пород опахивали могилы в северных районах Карелии, зеленые хвойные ветки бросали в подол молодой хозяйке, что должно способствовать семейному счастью и рождению детей, помелом из хвойных веток подметали под печи и относили его в хлев, чтобы овцы. 
Хвойную ветку, украшенную лентами, возили в санях с чучелом масленицы, или в дровнях возили еловое дерево в праздник масленицы (Максимов). 

Панченко, например, отмечает, что древний могильник д. Колодно (16 км от Луги) состоял из елей и на одной из них висел каменный крест. который крестьяне использовали в лечении разных болезней, а вокруг кладбищенской часовни больные опалзывали три раза. Далее этот автор описывает лечебный источник в ельнике: «сойдешь на ключ, помолишься на все четыре стороны. Возьмешь с больного хоть крестик или чево-нибудь другое и повесишь на елочку...».

 

 http://kenozerjelive.ru/sacretree.htm


Анастасия Б.

#3
Guest_Гость_*

Guest_Гость_*
  • Guests
Здравствуйте Мехди !

Мой вопрос касается суеверия относительно ели.

Говорят, что садить это дерево возле дома нельзя. Кто-то умрет, или овдовеет хозяйка дома - когда ель перерастет крышу дома.

Что Вы можете сказать по этому поводу ?

Собственно у меня ситуация такова:  посадил на даче маленькую сосну, и хочу посадить еще 2.

Как относиться к таким суевериям, на чем они основаны, и касается ли все это именно сосны ?

Заранее благодарен за ответ.

относись проще...






0 посетителей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых